Разработка миссии и стратегии организации

Семинар по разработке стратегии и миссии организации — это совместная работа первого руководителя, топ-менеджеров и сотрудников, занимающих ключевые позиции, по выработке единого понимания, единого представления о стратегическом самоопределении организации.

В современных условиях необходимость разработки, формулирования миссии и стратегии развития организации — общепризнанный факт. Время «экспромтов» прошло. На смену «реагирующей» организационной культуре и управлению по принципу «латания дыр» приходит стратегическое управление — целенаправленное движение вперед. Любая активно живущая организация на определенном этапе своего развития сталкивается с необходимостью стратегического самоопределения: проявляется потребность разобраться в наиболее перспективных путях дальнейшего развития, повышения эффективности работы, укрепления корпоративного духа, найти ответы на вопросы: «Для чего мы работаем? Каковы наши перспективные цели? Чем мы отличаемся от конкурирующих организаций?»

Стратегия и миссия — вещи взаимосвязанные. Миссия — это предназначение, основной смысл существования компании. Осмысление, а порой и переосмысление, миссии предприятия открывает для нас совершенно иные перспективы и возможности. Миссия организации всем своим содержанием направлена на внешнюю среду и служит важнейшим фактором более точного позиционирования компании на рынке. Это отправной пункт для выработки стратегической линии развития компании. Когда миссия прояснена, можно формулировать основные стратегические цели, принципы взаимодействия, анализировать ресурсы, сильные и слабые стороны, ценности, нормы. Становится понятным, какой должна быть структура организации: какие подразделения основные, а какие — вспомогательные; какие люди должны работать на ключевых позициях, а с кем, может быть, вовсе не стоит иметь дело.

Четкое определение миссии и целей — первый и самый важный шаг на пути к корпоративному планированию. Планы разрабатываются в соответствии с миссией и основными стратегическими целями, они должны соответствовать им на всех уровнях.

Ясная общая цель способствует созданию в организации эффективной деловой культуры, поскольку выражает философию, принципы, ценностные ориентиры, принимаемые как руководителем, так и сотрудниками. Сотрудники лучше осознают свое место в компании, быстрее и четче могут определить свою роль.

Мы считаем, что миссию и стратегию нельзя позаимствовать извне. Миссия и стратегия каждой организации столь же уникальны, как и сама организация — её история, ценности, люди, корпоративная культура. Поэтому стратегическое самоопределение организации — это сложный, динамичный и — порой — трудоемкий процесс.

Разработка стратегии и миссии — это «ручная» работа с организацией. Ведущий семинара — обязательно внешний, независимый консультант. Семинар проходит, как правило, в течение двух-трех дней. До его начала проводятся предварительные целевые беседы с участниками.

Работа на семинаре — коллективный процесс. За короткое время удается сделать то, чего нельзя сделать ни при каких других условиях. В процессе работы используются методики, повышающие активность членов группы, их творческий потенциал. Ведущий семинара не предлагает готовых схем, моделей, а отталкивается от ресурсов, потребностей и реальных запросов организации. Обсуждение фокусируется вокруг главной проблемы: как увязать стремления, интересы руководителя и ресурсы организации с внешними потребностями — потребностями рынка?

В итоге эффективного стратегического самоопределения решение многих вопросов, связанных с жизнью компании, уже не требует от руководителя долгих раздумий, эффективность и скорость принятия многочисленных решений многократно возрастает, поскольку становится понятным, что «полезно», а что «вредно» для самой организации, что «работает», а что «не работает» на достижение результата.

Важный итог семинара — сплочение команды вокруг общей и ясно осознаваемой цели и формирование мотивации к её достижению.