Завистливым тут не место. Как подбирают персонал в состоятельные семьи

Психолог Марина Мелия мл. уже около десяти лет подбирает персонал для состоятельных клиентов. Среди огромного количества претендентов она находит первоклассных нянь, домработниц, стюардесс для яхт, пилотов частных самолетов и других работников так называемого «ближнего круга». Прежде чем попасть к ней в кабинет и пройти тестирование, потенциальных кандидатов осматривают личные помощники и служба безопасности. Задача Марины — за несколько часов понять, подойдет ли человек конкретной семье и впишется ли в нее.

Подводные камни

Как вы думаете, кого сложнее найти — топ-менеджера или хорошую няню? Я имею дело и с теми, и с другими, и могу точно сказать, что очень часто последнюю подобрать в разы трудней. Например, с требованиями к финансовому директору все более или менее прозрачно: важен профессиональный опыт, аналитический склад ума и рекомендации. А в процессе работы с няней может всплыть очень много подводных камней. Сейчас на рынке есть множество женщин, которые предлагают себя на эту работу, но найти в этой массе реального профессионала — большая проблема. У нас нет специализированных школ, как в Англии и других странах, зато есть тысячи желающих получить высокооплачиваемую должность, не имея при этом специальных навыков и знаний. В целом за годы работы я вывела для себя такую закономерность: чем статуснее должность, тем проще общаться с человеком и считывать его истинные намерения. Поверьте, топ-менеджера понять легче, чем водителя, няню или домработницу.

180 минут

Обычно беседа с кандидатом длится три часа. Я не устраиваю стресс-интервью, наоборот — стараюсь создать довольно комфортную, доверительную обстановку. Основной акцент делаю на биографии человека — от рождения до текущего момента.

Многие приходят хорошо подготовленными, они точно знают, как нужно отвечать на вопросы, их этому учат в разных рекрутинговых агентствах. Моя задача — разглядеть за всей этой мишурой какие-то нюансы и оговорки: что у кандидата вызывает агрессию и раздражение, испытывает ли он зависть к богатым людям, есть ли склонность к воровству, как человек отзывается о своих прошлых работодателях и т.д.

После собеседования я никогда не даю обратную связь заказчику сразу, обычно выдерживаю паузу 1-2 дня. Это время нужно, чтобы просто переварить весь объем полученной информации, возможно, обсудить его с коллегами. Хотя, конечно, иногда в мой кабинет попадают изначально провальные кандидаты, и я намного быстрее могу понять, что они абсолютно не подходят.

Когда я рекомендую того или иного человека в семью, то всегда подчеркиваю, что с большой долей вероятности он не поменяет кардинально своих личных качеств в течение 5 лет. Что имеется в виду? Допустим, сейчас перед вами идеальная няня, но я не могу сказать, какой она будет через 6-8-10 лет. Людей меняют стрессовые ситуации, то, как с ними обращаются и взаимодействуют работодатели, и многие другие факторы. Вполне может быть, что вы возьмете на работу одного человека, а через несколько лет он настолько сильно поменяется, что вы его просто не узнаете.

Национальная черта

В отличие от иностранного персонала, наши люди довольно завистливые. Все потому, что в России нет достойного отношения к простым профессиям. Огромное количество соотечественников убеждены в том, что если человек работает водителем или домработницей, значит, он неудачник. Многим кажется, что хорошая жизнь и счастье начинаются за большим шестиметровым забором на Рублевке.

Если у кандидата чувство зависти развито сильно, оно ему будет мешать. Ко мне однажды привели личного водителя. Побеседовав с ним, я поняла, что мужчина агрессивно реагирует на три вещи: успешных женщин, богатых людей и евреев. К тому моменту его начальницей была успешная состоятельная еврейка. Я сразу предупредила ее, что с этим человеком нужно расставаться. Она сомневалась. Буквально через несколько дней после нашего разговора он разбил ее новую машину. Просто вся его накопившаяся агрессия к хозяйке вырвалась наружу именно таким образом.

«Работа мечты»

У каждой вакансии, на которую я подбираю человека, есть как плюсы, так и минусы. Возьмем хотя бы стюардесс на яхтах. С одной стороны, здесь платят неплохие деньги — 2-3 тысячи долларов в месяц, и это не считая чаевых. Плюс есть прекрасная возможность посмотреть мир. При этом высшего образования не требуется: зачастую миловидной внешности, знания английского и прохождения нескольких специализированных курсов вполне достаточно. Но физически это довольно непросто — ты постоянно на ногах, ютишься в тесной каюте, и хорошо еще, если у тебя нет морской болезни. Кроме того, с семьей такая работа практически несовместима, она отнимает практически все время.

В поисках интроверта

Кроме стандартных требований к персоналу часто предъявляют и специфические. Однажды я столкнулась с заказчиком, который искал горничную определенного веса и роста. В доме был большой штат прислуги, и все они обладали примерно одинаковыми физическими параметрами. Это делалось сознательно, чтобы люди, что называется, вписывались в интерьер.

Кто-то ищет миловидных работников, кто-то (в основном ревнивые женщины), наоборот, несимпатичных. Однако эта сторона вопроса все же больше ложится на плечи помощников. Я смотрю, чтобы кандидаты подходили семье по своим личностным качествам. Допустим, меня как-то попросили найти молчаливую домработницу, которая бы решала все возникающие вопросы исключительно через WhatsApp. Мне это удалось, на должность взяли девушку-интроверта, которая была только рада такой нестандартной системе общения с работодателем.

Сложнее всего работать с заказчиками, у которых нет четкого представления о том, какого человека они хотят найти на определенную должность. Обычно такие поиски затягиваются и приходят к своему логическому завершению только методом проб и ошибок.

Много обязанностей, мало денег

Те, кто хотят работать в состоятельных семьях, естественно, рассчитывают на достойную зарплату. Но некоторые клиенты откровенно экономят на персонале. Например, если говорить о нянях, то иногда богатые люди платят им меньше, чем средний класс. Кроме того, только единицы устроены официально, а большинство получают зарплату в конвертах.

Большая проблема заключается в том, что заказчики зачастую хотят многофункциональных работников. Помните, как в известной рекламе: «два в одном», а еще лучше «три в одном». Например, няня не только должна сидеть с детьми, но еще убирать дом, готовить, выгуливать собак и т.д. Я всегда предупреждаю клиентов, что с подобным отношением нужно быть осторожнее, поскольку велик риск того, что человек просто махнет рукой на свои основные обязанности. В итоге у вас будет идеально чистый дом и заброшенный ребенок. По-моему, нерадужная перспектива.