«Смена школы не решит все проблемы ребенка»

Сегодня детей из обеспеченных семей постоянно переводят из школы в школу. Как только у ребенка возникают проблемы, родители тут же начинают подыскивать новое учебное заведение – в России или за рубежом. Практически все твердят одно и то же – учителя придираются, ребенка не ценят, не понимают, ничему не учат, одноклассники тупые, грубые, завистливые – и почему-то уверены, что, поменяв школу, можно решить все вопросы разом. Но после перевода в новую школу, как правило, лучше не становится.

Возможно, дело не в учителях и одноклассниках, а в тех психологических проблемах, которые присущи детям состоятельных родителей? На основании своего консультативного опыта я бы выделила следующие.

Отсутствие социального иммунитета. Мой клиент, потратив немало усилий, перевел сына из элитной школы с маленькими классами в престижную, но общеобразовательную математическую гимназию. Там было очень шумно, на переменах все носились, кричали, толкали друг друга. Казалось бы, в чем проблема – обычные активные дети. Но для мальчика, привыкшего к «камерной» атмосфере, царившей в прежней школе, такая обстановка оказалась настолько некомфортной, что он отказывался идти на занятия. У него начались нервные тики, заикание, и понадобилась длительная работа со специалистами, чтобы помочь ему приспособиться.

Что должен чувствовать ребенок, выросший в атмосфере сверхзаботы, под присмотром нянь и гувернанток? Из его жизни старательно убирались все возможные риски, он не знает, что такое «сопротивление среды», он не понимает чувства и мотивы других людей, у него не вырабатывается социальный иммунитет. Поэтому любое столкновение с «грубой действительностью» для него сильный стресс.

Сокращение численности классов, безусловно, положительно сказывается на подготовке, зато негативно влияет на социализацию: чем меньше в классе учеников и чем однороднее их состав, тем однообразнее социальный опыт, который приобретают дети. Но если пробелы в знаниях можно восполнить, то проблемы, связанные с недостатком общения останутся с ребенком на всю жизнь.

Иллюзия избранности. Еще одна особенность богатых детей, мешающая им наладить отношения с одноклассниками – привычка к исключительности. Они с рождения получают все самое лучшее, вырастают в «ВИП-зоне» и воспринимают такую жизнь как данность. Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой, как все, что он принадлежит к «избранным». И в школе он пытается вести себя как «царь горы», а когда этот номер не проходит, это становится для него настоящим шоком.

Так, мальчика одиннадцати лет отправили учиться в Англию. Его фамилия ни о чем не говорила ни педагогам, ни одноклассникам, они ничего не знали ни о его семье, ни о его родителях. Он был для них просто мальчиком из России – одним из многих. Никто не старался ему услужить, угодить. А он не был готов «быть как все» и завоевывать уважение сверстников. В результате отношения не сложились, начались слезы, истерики, и родителям пришлось забрать его.

Непонимание иерархии «взрослый – ребенок». В одной престижной частной школе девочка-первоклассница уронила карандаш на пол и буквально приказала учительнице: «Поднимите!». Та в ответ только улыбнулась. «Я скажу папе, и вас завтра здесь не будет!» – пригрозила девочка. Подобные конфликты с учителями во многом обусловлены нарушением адекватной иерархии «взрослый – ребенок», которая предполагает определенную «вертикаль власти», уважение к взрослому и соблюдение дистанции. В богатой семье ребенка окружают зависимые люди – прислуга, водитель, няня, и если ему позволено относиться к ним свысока, его картина мира искажается, для него размывается само понятие «взрослый». Проблемы обостряются в подростковом возрасте, когда ребенок начинает бунтовать, самоутверждаться, в том числе и за счет хамства, грубости, демонстративного неподчинения педагогам.

Боязнь поражения. Успешные родители часто задают детям высокую жизненную планку – «Все должно быть супер!». Ребенок просто обязан побеждать всегда и везде, оставаться вторым или третьим – сродни поражению и позору. Он все время боится оказаться хуже других и начинает смотреть на одноклассников не как на друзей, а как на потенциальных соперников. В конце концов ребенок оказывается в изоляции, ему одиноко среди сверстников.

К тому же, состязательность выдерживают не все. Когда у детей нет права на ошибку, когда они воспринимают как провал все, кроме безоговорочной победы, развивается так называемый школьный невроз: одни бояться вызова к доске, других накануне контрольной тошнит и т.д. Стоит ребенку чуть-чуть отстать в учебе, ему тут же нанимают репетитора, отсекая любые попытки справиться самостоятельно. У ребенка возникает ощущение, что он хронический неудачник, а у родителей – желание найти другую школу, где бы их сын или дочь были более успешными.

Неприспособленность к иным бытовым условиям. Конечно, не только проблемы заставляют нас менять школы, но и стремление дать ребенку лучшее образование. Сегодня многие отправляют детей учиться за границу. И это прекрасно – у детей появляется возможность «расширить горизонты» и посмотреть мир. Но и здесь все не так однозначно, как кажется.

Так, мои знакомые с трудом устроили дочь в элитную школу в Англии. Ей пришлось жить в комнате, где помимо нее было еще 11 девочек, туалет в коридоре. И это при том, что в их огромном доме в Подмосковье у нее своя спальня, своя ванная с джакузи, а все домашние дела лежат на прислуге. Девочка не смогла приспособиться к спартанским условиям, ее напрягали сложные и непонятные взаимоотношения с соседками по комнате, иная языковая среда, оторванность от семьи. Через полгода она вернулась домой. И мама привела ее к психологу.

Что делать?

Перевод ребенка в другую школу нужно воспринимать как крайнюю меру. Для него это огромный стресс, ведь меняется все: обстановка, маршрут, расписание, люди, атмосфера. Перед ним встает задача быстро адаптироваться, наладить отношения, войти в новый ритм. Зачастую все это проходит очень болезненно, а главное – никто не даст гарантии, что в новой школе ребенку действительно будет лучше.

Поэтому я всегда советую не торопиться и не делать резких движений. Сначала стоит подумать, почему ребенку некомфортно в нынешней школе. Главное – быть объективными, не затушевывать, но и не сгущать краски. Осознание проблемы – первый шаг к ее решению. А если мы все-таки решили перевести ребенка в новую школу, нужно все как следует взвесить, чтобы эти перемены были ему на пользу.

Пару лет назад я консультировала успешного предпринимателя – он выбирал школу для сына и остановился на дорогой элитной гимназии: высокий уровень преподавания, маленькие классы, звучные фамилии. Правда, находилась она на другом конце города. Казалось, вопрос был решен. Но я попросила родителей еще раз хорошенько подумать. Их сын – мальчик интеллектуально развитый, но застенчивый и физически слабый. Что будет с таким ребенком в маленьком классе? И выбор друзей невелик, и повышенное внимание учителей может быть ему в тягость. В большом классе легче «затеряться», незаметно передохнуть, расслабиться, поглазеть в окно.

Перегружать мальчика ежедневными длительными поездками и стоянием в пробках тоже было ни к чему, поэтому я предложила рассмотреть другой вариант – школу рядом с домом, тоже элитную, но не по стоимости обучения, а по его качеству. Уже через год можно было с уверенностью сказать, что родители сделали правильный выбор. Их сын за это время окреп и физически, и психологически, он с удовольствием общался с одноклассниками, у него даже появился друг. И при этом он еще получал хорошее образование.

Стремление поменять школу, если у детей что-то не ладится, – это своего рода лазейка, «черный ход», которым мы пытаемся убежать от реальности. Но если психологические проблемы ребенка не будут решены, они перекочуют с ним на новое место. И все начнется сначала…