Что делать, если ребенок завел «плохого» друга

«В хоккейной секции мой сын подружился с мальчиком из сомнительной семьи. Тот плохо учится, хулиган и двоечник, ругается матом – явно неровня моему ребенку. Как отвадить его от этой “дружбы”?» Юлия, Москва

Все мы мечтаем видеть рядом с нашими детьми достойных друзей – умных, воспитанных, начитанных. Расхожие фразы «с кем поведешься, от того и наберешься», «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» родились не на пустом месте и, как показывает жизнь, недалеки от истины. Понятно, что мы беспокоимся, когда сын или дочь заводят дружбу «с кем попало». Учителя тоже подливают масла в огонь: «Как только ваш мальчик стал водиться с Колей, у него сразу же снизилась успеваемость», «Это он от Вити понабрался». И мы с готовностью подхватываем: «Да, сам бы наш до этого не додумался…»

Нам кажется, мы лучше знаем, с кем стоит дружить нашему ребенку, а с кем не стоит. Бывает, что новоиспеченный друг – не из нашего круга, из семьи с другим материальным достатком, культурой, традициями. Нас раздражают его речь, одежда, манеры. Его «инаковость» вызывает отторжение, что не удивительно: как показывают исследования, «чужаки» чаще всего воспринимаются нами не просто как другие, а оценочно – как «плохие» люди. Поэтому, как только рядом появляется какой-нибудь подозрительный товарищ, мы пытаемся убедить ребенка, что он не с тем связался: «Ты ничего не понимаешь ни в жизни, ни в людях… Поверь мне!».

Мы столько лет вкладывали в голову своего чада правильные вещи, учили, воспитывали, и вдруг им начинает управлять кто-то другой, а ребенок смотрит на него, открыв рот, и не обращает внимания на то, что говорим мы. Одним словом, у нас появляется соперник, чье обаяние превосходит наше и чей авторитет «бьет» наш авторитет. Нам трудно с этим смириться.

Мой профессиональный и жизненный опыт (и позитивный, и негативный, как у всех родителей) подсказывает, что не стоит воспринимать такие отношения однозначно негативно. Я сразу вывожу за скобки случаи, когда в ход идут наркотики или алкоголь. Тут должен быть строгий запрет и по-настоящему жесткая воспитательная работа. Но сейчас мы говорим просто о «плохом друге».

Прежде всего, не надо запрещать дружить. К сожалению, даже в самых безобидных случаях мы привыкли действовать безапелляционно. Многие запирают ребенка дома, отбирают телефон, отключают интернет. Бывает, даже переводят в другую школу. То есть всеми силами стараются оборвать контакты, разрушить дружбу, которую считают вредной. Иногда родители начинают шпионить за ребенком, нанимают людей, которые выслеживают, с кем он общается, читают его смс-ки и переписку в соцсетях. Дети в ответ просто закрываются — скрывают от нас свою дружбу. Запрет – это некий поводок, с которого ребенок все равно сорвется.

И, конечно, нельзя орудовать подкупом: «Если ты перестанешь с ним общаться, я сделаю…» В этом случае мы предлагаем своему ребенку «сдать» друга за некие блага. Воспитательный эффект такого подхода можно даже не обсуждать.

Нам нужно научиться быть терпимее к тем, кто нам не нравится, и проявлять уважение к выбору ребенка. Не стоит поспешно высказывать сомнения и давать негативную оценку новому товарищу сына или дочери. Может быть, ничего плохого в друге нет, просто он «другой». Прямые обвинения, обзывания, ярлыки только накаляют страсти — мы спровоцируем конфликт, испортим отношения со своим ребенком и подтвердим его мнение о том, что мы «ничего не понимаем». И только укрепим «запретную» дружбу, заставим сына или дочь бороться за нее и, возможно, даже подтолкнем к каким-то радикальным действиям.

Вместо того чтобы критиковать и запрещать, стоит попытаться понять своего ребенка: почему он выбрал именно этого паренька или эту девочку? что дает ему эта дружба? почему мы не можем или не хотим дать ничего подобного? Возможно, мы даже не подозреваем, что это ему необходимо.

Детей может связывать что-то, о чем мы даже не догадываемся. Например, кто-нибудь посмеялся над нашим сыном, а этот парень заступился за него, одернул обидчика. Возможно, наш ребенок видит в «недотепе» и «хулигане» кладезь интересных мыслей и таких личностных качеств, которые мы не заметили, а он успел разглядеть и оценить – например, умение сопереживать, готовность прийти на помощь. Дети бывают куда более мудрыми и менее зашоренными, чем мы. В конце концов, хорошие оценки, спортивные достижения, аккуратность и вежливость не делают человека хорошим другом.

Кроме того, ребенок может мечтать стать таким же популярным, как его новый знакомый. А как набрать очки в этом возрасте? Низвергать авторитеты, курить за школой, ввязываться в драки. Подростков часто привлекают вещи, неприемлемые с точки зрения взрослых.

Не исключено, что «плохой друг» — на самом деле всего лишь подростковый протест против нас и наших представлений о жизни, желание нам насолить. Ребенку кажется, что мы его не понимаем, а друг понимает, с нами уже не интересно, а с ним интересно.

Попробуем поговорить: «У тебя появился новый друг? А чем он тебе нравится?». Бывает, что ребенок начинает рассказывать и сам чувствует, что с новым приятелем что-то не так. И спокойно разрывает отношения. Но надо быть готовым и к тому, что такая дружба не прекратится мгновенно.

Если есть поводы для беспокойства, можно пригласить нового друга в гости, взять с собой на прогулку или в поездку – так мы сможем познакомиться с ним поближе и понять, что связывает его с нашим ребенком. Если же друг начинает вести себя неадекватно – ломает вещи, шумит, засиживается у нас до поздней ночи, то стоит сделать замечание. А если не действует, то, как говорили в старые времена, «отказать от дома». Мы защищаем свои границы, отстаиваем свои правила и демонстрируем уважение не только к гостю, но и к себе, к своему дому. А заодно показываем ребенку, как это делают.

У моих знакомых в Монако друг сына принес пневматическое ружье и затеял сомнительную игру. Он начал стрелять из окна по птицам и случайно пробил стекло чужого дома. Соседи вызвали полицию. Как только дело приняло опасный оборот, парень, бросив ружье, убежал, и ребенку моих знакомых пришлось отдуваться одному. Зато он быстро понял, чего стоит новый «друг». Ситуация разрешилась сама собой. Разумеется, в таких случаях не надо говорить: «Вот видишь, я же тебя предупреждала».

Бывает, что новый друг эксплуатирует нашего ребенка, манипулирует им. Например, приближает к себе, а потом подшучивает над ним, высмеивает в компании. Опыт манипулирования и агрессии (разумеется, без вреда для здоровья) может быть даже полезен, если мы поможем ребенку увидеть, что происходит, и научим выходить из трудной ситуации – именно так развивается социальный интеллект и вырабатывается социальный иммунитет. Если мы целенаправленно создаем стерильную среду, в которой нашего ребенка будут окружать только хорошие мальчики и девочки, чинные и благородные, которые не толкнут и не обидят, то он вырастет инфантильным, не приспособленным к реальной жизни.

Маленький ребенок должен обжечься или порезаться, чтобы узнать, что такое горячее или острое – и в социальной жизни происходит то же самое. Нужно получить негативный опыт, проанализировать его и сделать выводы.

Ребенок взрослеет и хочет сам выбирать, с кем ему дружить, пытается вырваться из очерченного нами круга «друзей семьи», которых приводят на дни рождения и прочие праздники. Мы должны предоставить ему это право. Нравится нам это или нет, но по мере взросления ребенок все больше будет общаться со сверстниками, а наши возможности отследить его связи будут уменьшаться. Если мы не будем препятствовать его контактам, а, напротив, продемонстрируем уважение к его выбору, терпимость, у него не будет повода цепляться за сомнительных друзей, что-то доказывать и проявлять упрямство вопреки здравому смыслу. Разрешив «нежелательную» дружбу, мы укрепим наши отношения с ребенком. А если случится что-нибудь «непотребное», он сам открыто расскажет об этом, не боясь нашего сарказма, иронии, насмешек.

Если мы смогли создать базу для доверительных отношений с ребенком – очень хорошо. Если нет, то никогда не поздно наверстать упущенное, но только начинать надо прямо с этой минуты. И тогда в будущем ребенок придет за советом именно к нам, и мы первыми будем узнавать о том, что происходит в его жизни, в том числе и о его новых друзьях.