«Карманные деньги не могут быть ни кнутом, ни пряником»

«Сын-старшеклассник требует все больше денег на карманные расходы. Мы же стараемся его ограничивать. На днях он уехал на вечеринку вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, и мы на две недели лишили его карманных денег. Он обиделся, объявил нам бойкот и теперь целыми днями где-то пропадает. Что делать? Дать все-таки ему деньги, чтобы вернулся к учебе? Или выдержать эти две недели, потому что он наказан?» Наталья, Екатеринбург

По моему убеждению, карманные деньги – это, прежде всего, символ принадлежности ребенка к семье. Лишая денег, мы лишаем его этой символической связи. Ребенок должен получать карманные деньги не за отличные оценки и хорошее поведение, не за победы в олимпиадах и спортивных соревнованиях, не за любовь и уважение к нам, родителям, а просто потому, что он член нашей семьи. Карманные деньги не могут быть ни кнутом, ни пряником – это только деньги.

И все-таки многие родители напрямую связывают получение карманных денег с успехами ребенка, надеясь, что это станет для него хорошей мотивацией. Однако мотивировать деньгами – самый легкий, но самый непродуктивный путь. Так дети перестают радоваться своим реальным успехам и привыкают видеть только их денежный эквивалент. А наиболее остро проблемы с мотивацией стоят именно в состоятельных семьях. Обеспеченные дети понимают, что без денег они точно не останутся – родители будут их содержать в любом случае, не говоря уже о том, что рано или поздно они получат наследство. Но если вдруг «предки заупрямятся», всегда можно найти повод для шантажа.

Итак, не стоит лишать детей карманных денег, как бы они себя не вели, но надо выстроить четкую и внятную «монетарную политику». Есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Прежде всего, мы ни в коем случае не должны попрекать ребенка деньгами или, как говорили в старину, «куском хлеба». И не важно, что этот хлеб из пяти злаков без глютена, и что на него еще икра намазывается. Не надо все время повторять: «Да мы тебе даем денег больше, чем дают твоим друзьям», «Мы-то для тебя вот как стараемся, работаем, а ты...». Особенно анекдотично выглядят попытки некоторых родителей подсчитать сумму, потраченную на ребенка, а потом выкатить ему счет. Когда мы разбираем с ними подобные ситуации, они сами удивляются нелепости своего поступка.

Содержать ребенка, кормить, поить, обеспечивать жильем – наша родительская обязанность. И он нам за это ничего не должен. А если мы даем ребенку денег больше или меньше, чем дают другие родители – это наши проблемы. Нужно четко продумать, сколько мы готовы давать детям на карманные расходы, и уже не метаться из стороны в сторону: «Ой, мы даем мало, в следующий раз добавим…» или «Ой, мы даем слишком много, надо урезать…». Ребенок должен знать, какую сумму он получит, когда и на какой срок. Если она меняется, надо объяснить почему. Скажем, ребенок повзрослел, у него появились новые увлечения, изменились запросы, и мы считаем, что сумма должна быть увеличена. На сколько? Возможно, стоит обсудить это вместе с ним. С одной стороны, ребенок не должен чувствовать себя обделенным, с другой – денег должно всегда чуть-чуть не хватать, чтобы он учился рассчитывать свои траты. Часто дети пытаются нас шантажировать: «Всем дают вон сколько, а вы мне всего…» И мы, движимые чувством вины, тут же начинаем увеличивать «выплаты». Важно ли, сколько дают другим детям? Конечно, важно, мы должны это знать, но давать надо ту сумму, которую считаем правильной мы.

Как определить, сколько давать, и как объяснить это ребенку? У одного моего клиента сын уехал учиться в престижный американский университет. Мы с ним обсуждали, сколько давать на карманные расходы. Я посоветовала: «Выясните, сколько получают от родителей американские первокурсники из обеспеченных семей». Они тоже уехали из дома, тоже живут в общежитии, им полностью оплачивается обучение, питание, учебники и медицинская страховка. Выяснилось, что оптимальная сумма – примерно 700 долларов. Мой клиент был страшно удивлен: «Так мало?». Он думал о 2000 долларов. На что я сказала: «Выплачивайте ему 800, на 100 долларов больше, но не стоит давать слишком много. Ваш сын не должен выглядеть белой вороной на фоне остальных».

А сколько давать школьнику? Самое разумное – поговорить с родителями его друзей и договориться, чтобы сумма у всех была примерно одинаковой, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным и никто резко не выделялся. Бывает так: деньги закончились, и тогда или мама, или папа, или бабушка втихаря, тайком от других, подбрасывает ребенку еще. Он быстро соображает, что к чему, и начинает манипулировать взрослыми, а те рады стараться в надежде завоевать его любовь и установить с ним «особые» отношения. Когда подкидывает деньги то один, то другой, сумма то увеличивается, то уменьшается. При этом она вообще никак не соотносится с потребностями ребенка.

Еще один важный вопрос: как часто выдавать ребенку деньги? Первоклассникам-второклассникам лучше давать раз в неделю, иначе они быстро все потратят, а ждать целый месяц для них проблема. Потом можно переходить на раз в две недели, а для детей постарше – на раз в месяц. Главное установить периодичность, выработать четкую систему и стараться не нарушать ее.

Мы должны научить детей грамотно распоряжаться выделенной им суммой. Начинать «финансовый ликбез» надо как можно раньше. Пока дети маленькие, они с удовольствием слушают наши советы – как и на что лучше потратить. Поначалу можно просить их расписывать свои траты, а потом обсуждать, на чем можно было сэкономить. Впрочем, начать никогда не поздно, но со взрослыми детьми важно найти приемлемую форму, чтобы получился разговор, а не перебранка, не конфликт со взаимными обвинениями. Им тоже нужны и ограничения, и советы, и ориентиры. К примеру, подросток должен понимать, что деньги ему даются уж точно не на посещение баров, алкоголь и подружек.

По мере взросления финансовый контроль должен ослабевать. Как только ребенок привыкнет следовать установленным правилам, можно не отслеживать смс-ки с его счета. К 18-20 годам свобода в распоряжении деньгами особенно важна. Мы даем ребенку деньги, а куда он их потратит – это его дело, может даже кому-нибудь подарить. Но если он спустил все до копейки, а до следующего транша еще неделя, важно не давать дополнительных денег и напомнить о договоренностях.

Даже если нам кажется, что в денежных вопросах мы все делали неверно, а ребенок вырос, и начали происходить конфликты на этой почве, как в описанном вами случае – ничего страшного. В любом возрасте можно вернуться к пяти правилам: не связывать карманные деньги с поведением ребенка; не попрекать его деньгами; выработать систему выдачи карманных денег; учить ими распоряжаться и давать определенную свободу в тратах. Если осознанно и упорно следовать этим правилам, то не только изменится отношение детей к деньгам, но и улучшатся наши отношения в семье в целом.