На вершине

Москва, просторный кабинет на Садовнической улице с мебелью темного дерева. В консультативных комнатах кушетки нет — есть кресла кожаные, уютные. Высокая, статная, уверенная в себе дама с крепким рукопожатием Марина Ивановна Мелия — профессор психологии, генеральный директор консультативной компании «ММ-Класс», автор уже вышедшего бестселлера «Бизнес — это психология» и монографии «Коучинг», которая увидит свет этой осенью, и одна из немногих российских коуч-консультантов. Москвичка, дочь военного и врача, прежде, чем стать коучем, она попробовала себя в различных сферах. В 15 лет пошла работать санитаркой в больницу. Закончила два вуза — медицинский и Институт физкультуры. Профессионально занималась спортом — лыжным и велосипедным. Дважды выходила замуж, вырастила троих детей. Защитила диссертацию по психологии управления. Много лет работала психологом в сборных спортивных командах, возглавляя лабораторию спорта высших достижений во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры. К коучингу как таковому Марина Ивановна пришла в середине 80-х, когда основала с коллегами первый в стране психологический кооператив, а затем и советско-американский психологический центр — ЭКОПСИ. «Мы проводили тренинги для первых лиц компаний, — вспоминает она. — А поскольку первые тренинги проходили в центре подготовки менеджеров при Плехановской академии, их участники становились нашими клиентами». Первым личным клиентом Мелия стал кандидат в депутаты. «Он был из глубинки, а проходил по округу в центре столицы, где его конкурентами были московские интеллигенты, — рассказывает Марина Ивановна. — И он очень смущался — особенно своего провинциального говорка. Поэтому говорил тихо, стеснялся вступить в разговор — боялся, что его осмеют. Когда же он по рекомендации своего друга пришел ко мне, я увидела умного, порядочного, энергичного человека. Человек этот рано остался без родителей, жил один в деревенском доме, сам топил печку, ходил за 14 км в школу на лыжах, служил в ВДВ в Афганистане. Он всю жизнь хотел попасть в Москву — и добился этого. Его «коронкой» как раз и были смелость, надежность, целеустремленность, умение держать слово. И когда он это почувствовал в себе, то понял: «почвенность» не надо скрывать — надо на нее опираться. В итоге он выиграл выборы, обогнав прекрасно говорящих конкурентов».

С тех пор Марина Мелия провела более 4000 интервью, её клиенты — это владельцы банков, строительных компаний, торговых сетей, многие из которых входят в «золотую сотню» журнала Forbes. Одновременно как коуч она работает с 5-ю, 8-ю клиентами. Большинство этих людей в последние годы вдруг заметило, что мир вокруг них очень изменился: бизнес построен, дети выросли. Да и сами они из героев атак вдруг превратились в комендантов городов — рабочих или домашних. «Для российского клиента коучинг — это диалог с доверенным лицом, — говорит Марина Ивановна. — И если бизнесмен решился на него, он хочет обсудить все стороны своей жизни, поняв не только как вести себя с партнерами или сотрудниками, но как стоить отношения с женой, друзьями, детьми». Обычно Мелия начинает коучинг с трехчасового подробного интервью, задача которого — узнать клиента. Затем идет сама работа — еженедельные полуторачасовые беседы, чаще личные, изредка — по телефону. В этих беседах Марина Ивановна зачастую использует весь арсенал средств: клиентцентрированное консультирование, гельштаттерапию, транзактный анализ Берна. Но есть у нее и свой особенный прием — анализ сказок, которые особенно нравились клиенту в детстве. «Почти все люди неосознанно идентифицируют себя с теми или иными сказочными персонажами, действуя в реальной жизни подобно тому, как действуют любимые герои в сказке, — объясняет Мелия. — Я знаю двух известных предпринимателей, которые очень любят сказку о лягушке, попавшей в крынку с молоком. А ещё один человек рассказал мне, что его впечатлила история, как живой петушок попал на крышу в Риме и стал флюгером на городской ратуше. Сам этот человек тоже очень целеустремленный — родившись в деревне под Вологдой, он сначала перебрался в Москву, а затем — в Лондон, где сейчас и работает». Однако восхождение к вершине таит одну опасность — вершина предполагает одиночество. «С коучем руководитель обсуждает те вопросы, о которых не может поговорить больше ни с кем, — говорит Марина Ивановна. — От руководителя каждый что-то ждет — у каждого своя выгода, даже у домашних. Коуч — независим, он заинтересован только в росте клиента». Со своими клиентами Марина Ивановна всегда на связи — ей случалось подниматься ночью, чтобы побеседовать с клиентом, звонящим из заграницы, случалось садиться с клиентом в самолет и лететь с ним на переговоры, а в другой раз — на три дня «закрываться» в пансионате, рисуя схемы его будущей жизни. «Коучинг для меня это больше, чем работа. Это образ жизни» — призналась она однажды.

«Марина Ивановна для меня гуру», — признается Алла Борисовна Супоницкая, руководитель крупной компании по производству оборудования для пищевой промышленности, одна из постоянных клиенток профессора Мелия. «Я человек технического склада ума, в психологию не верила, — признается Алла Борисовна. — Но психологический тренинг в компании заставил меня задуматься». Так, в подчинении у Супоницкой были два руководителя отделов, оба очень хорошие работники. Но друг друга они не выносили — стоило им встретиться в коридоре, как дело доходило чуть ли не до драки и это мешало работе всей компании. Она уж думала, кого-то одного придется увольнять. А Марина Ивановна после беседы с каждым сказала: «Посадите их вместе». И это сработало! «Мы все хорошие специалисты в бизнесе, — говорит Алла Борисовна. — Но к сожалению, ничего не понимаем в отношениях между людьми. А бизнес — это, и в правду, психология». Убедившись на собственном опыте в справедливости этого утверждения, Супоницкая теперь видится с Мариной Ивановной не реже двух раз в месяц.

Алсу Гузаирова