Комментарий к теме: Особенности национальной корпоративной культуры

Андрей Копьев, заместитель генерального директора компании «ММ-Класс»:

— Понятие корпоративная культура появилось как некая интегральная категория, характеризующая психологическую обстановку в компании. В это понятие входит и стиль отношений, и особенности лидерства, поведения. В сценическом искусстве существует понятие жанра — комедия, трагедия, драма, фарс и т.д. Можно сказать, что и в каждой корпорации тоже есть свой «жанр», свой стиль, своя система отношений.

Руководство компаний порой всерьез озадачивается тем, какую корпоративную культуру необходимо «культивировать» в организации. И нередко вместо того, чтобы посмотреть, что на самом деле происходит в компании, каков «жанр нашей пьесы», кто мы такие и какая роль кому уготована, — а это сложный, кропотливый, даже чисто психологически, процесс — приглашают консультантов, которые обещают «наладить жизнь», внедрить все лучшее, что есть в мировом опыте. Но все, что идет от некоторой внешней, предвзятой идеи, идеологического принципа, желания быть «на уровне мировых стандартов», вряд ли принесет успех. Наоборот, может расцвести так называемый «корпоративный нарциссизм», когда руководство начинает хуже видеть болевые точки, и нормальные, деловые, открытые отношения становятся все менее возможными, все играют в одну игру под названием «Мы самые-самые-самые…». Все это сказывается на уровне принятия решений, и компания подвергает себя серьезному риску на самых важных, стратегических направлениях деятельности.

Мы часто ругаем себя за безразличие, покорность судьбе, конформизм и т.д. — но это, порой, связано с определенной внутренней свободой. Ещё Бердяев говорил, что русский человек всегда ориентировался на абсолютные ценности, а в относительных проявлял нигилизм. Элементы демонстративного корпоративного стиля могут стать не цементирующими, а, напротив, разлагающими, вызвать реакцию отторжения, неприятия.

Конечно, все хотят, чтобы сотрудники ощущали свою принадлежность к компании, оценивали её перспективы и возможности со знаком плюс, чтобы этот оптимистический посыл присутствовал в жизни компании и нашел отражение в корпоративной культуре. Но это возможно только в том случае, когда корпоративная культура складывается естественно, а не внедряется внешними, искусственными методами, когда у сотрудников есть чувство сопричастности большому, значимому, перспективному делу.

Что касается иностранных компаний, в одних делают жесткий акцент на универсальность (сотрудники по всему миру должны выглядеть и работать одинаково), другие действуют более гибко, учитывая национальную специфику. Порой, можно даже говорить об определенной робости руководителей-иностранцев перед нашим менталитетом. Эта тенденция менее заметна, но, тем не менее, есть иностранные компании, где руководство занимает достаточно лояльную позицию по отношению к сотрудникам.