Комментарий к теме: Мертвые головы

«Мертвые головы» можно встретить в любой российской компании — где-то их меньше, где-то больше. Я бы выделила несколько типов «мертвых голов», на мой взгляд, наиболее распространенных.

Блатной. Его приняли на работу по просьбе кого-то из значимых людей, от которых зависит бизнес компании — крупного клиента, партнера или чиновника. Опыт показывает, что блатные есть практически в каждой компании, даже там, где существуют жесткий отбор при приеме на работу. Они занимают высокие позиции и занимаются, в основном, взаимодействием с организацией того самого клиента или чиновника, который «устроил» их в компанию.

Ветеран. Человек заслуженный, стоявший у истоков компании и в свое время много сделавший для её становления. Но сегодня в силу определенных обстоятельств — изменения стратегии организации, бизнеса компании, преклонного возраста, состояния здоровья и т.д. — оставшийся не у дел. Он числится в штате, продолжает получать высокую зарплату, но практически не участвует в управлении — «почивает на лаврах».

Тень. Такие люди часто попадают в компании через хед-хантинговые агентства. Получившие прекрасное образование, с хорошими рекомендациями, грамотно составленным резюме, умеющие себя выгодно подать и продать, они без труда попадают на высокие позиции. Но проходит какое-то время, а новый «топ» никак себя не проявляет, и руководитель постепенно перестает с ним взаимодействовать. Топ-менеджер постепенно уходит в тень, и ещё долгое время держится в компании, получая высокую зарплату, пользуясь всеми привилегиями, и зачастую начинает работать на себя, используя имя компании.

Бренд. Известная личность — например, бывший министр или заместитель министра, зарекомендовавший себя человеком честным, имеющим вес в деловых или политических кругах. Он бесполезен в оперативной работе, зато одним своим присутствием в компании создает ей определенный имидж.

Часто руководителю просто недосуг заниматься мертвыми головами. Казалось бы, сидит себе человек — ни пользы от него, ни вреда, так, пустое место. Увы, свято место пусто не бывает. Пустота имеет обыкновение чем-то заполняться. Только одно присутствие человека в организации способно изменить атмосферу в коллективе, отношение к работе, актуализировать в людях совсем иные качества. Поэтому руководителю компании надо периодически проводить инвентаризацию своей команды.

Задайтесь вопросом — что сделал ваш топ-менеджер за последний месяц, три месяца, полгода, год? И непременно выяснится, что есть люди, которые не приносят компании никакой конкретной пользы. Тогда встает следующий вопрос: мертвая голова «работает» на благо или во вред компании? Например, самим фактом своего отношения к ветерану руководитель дает понять сотрудникам: если вы будете преданны компании, в трудную минуту вас не оставят. Это вызывает у людей уважение и к руководителю, и к компании. И совсем другое дело, когда речь идет о блатных. Если люди, не участвующие ни в управлении, ни в конкретной работе, безбедно существуют да ещё получают дополнительные привилегии, это бьет, прежде всего, по авторитету руководителя. Поэтому стоит подумать, что вам обойдется дороже — расстаться с «мертвой головой» и потерять «нужных» людей и связи, или оставить «мертвую голову» в компании и при этом что-то потерять. В любом случае на чаше весов: Ваша плата за «мертвую голову» и девиденды которые Вы с нее получаете.

При этом надо учитывать, что в организации, где основной ресурс люди, «мертвых голов» много быть не может — слишком накладно. Если же у компании основной ресурс внешний — «природный или административный» — здесь может «окопаться» целая дивизия «Мертвая голова».