Комментарий к теме: Конфликты и компании

Александр Усков, директор Программы индивидуального психологического ассессмента компании «ММ-Класс»:

Конфликты то и дело возникают в любом коллективе, в любой организации. И это нормально — прожить без конфликтов можно разве что на необитаемом острове. Однако некоторые конфликты сотрудники не могут разрешить сами. И тогда разобраться в ситуации должен их непосредственный начальник. Задача любого руководителя — решать проблемы, которые подчиненные не могут разрешить самостоятельно.

Часто причиной конфликта считается неумение сотрудников работать в команде. Но «командные» качества не всегда бывают столь уж важны. Умение работать в команде ценится в IT-подразделениях, где работают люди творческие, с высоким интеллектом, решающие индивидуальные задачи в рамках одной общей задачи. А, к примеру, «клиентщику» совсем не обязательно быть «командным игроком» — главное, чтобы он был эффективен в работе с клиентами.

Конфликты возникают и на почве соперничества. Совсем не плохо, когда в коллективе есть здоровая конкуренция, желание выделиться, добиться большего. Правда, руководитель должен держать этот процесс под контролем, иначе продуктивное соперничество может перерасти в конфликт. Карьерист использует для продвижения любую ситуацию, в том числе и конфликт. Если он включен в конфликт, скорее всего, он будет топить противника, если не включен — будет топить обоих конкурентов или встанет на сторону того, кто, по его расчетам, должен выиграть.

Есть руководители, которые получают удовольствие, наблюдая конфликт подчиненных, чувствуют себя в роли всемогущих арбитров, способных «разделять и властвовать», вертеть людьми, вставать на сторону то одного, то другого. Бывает, что конфликтующие между собой руководители требуют от подчиненных лояльности и поддержки, и подчиненные, незаметно для себя, оказываются втянутыми в конфликт.

К сожалению, в ситуации конфликта невозможно дать конкретные рецепты поведения. Наверное, в случае нормального рабочего конфликта нет необходимости защищать своих подчиненных, в случае если они ошиблись. Скорее, необходимо обсуждать конфликтную ситуацию по существу. Необходимость защищать своих подчиненных обычно возникает тогда, когда конфликт выходит за нормальные рабочие рамки, когда одна конфликтующая сторона пытается «насолить» другой стороне любой ценой.

Я думаю, что, если при накаленных личных отношениях начальников отношения между подчиненными сохранили мирный характер, то взаимодействие между подчиненными помогает организации все-таки как-то функционировать. Все это возможно, пока конфликт ещё не стал злокачественным, и для руководителей обоих подразделений главной целью является успешное функционирование их организации в целом, а не достижение каких-то личных целей.

Иногда на конфликт стоит закрыть глаза — в интересах дела. Например, в отделе работают два высококлассных менеджера, постоянно между собой конфликтующие. Но начальник заинтересован в том, чтобы работали оба: каждый отстаивает свою точку зрения — а в спорах, как известно, рождается истина.