Комментарий к теме: Имидж делового человека в России

Екатерина Гарсиа, директор программы формирования имиджа компании «ММ-Класс»:

У нас пока нет такой жесткой системы иерархии, как на Западе, соответственно, нет и таких же строгих требований к одежде, аксессуарам, автомобилям в зависимости от должности, но они постепенно появляются, что вполне оправдано. Это не просто элементы имиджа — это вещи, которые облегчают рабочее взаимодействие. Сущест­вуют определенные стандарты, стереотипы, ожидания. На­пример, когда говорят «деловая женщина», мы представля­ем себе женщину в элегантном, но строгом костюме, с сумкой или портфелем, аккуратно причесанную и т.д. Людям трудно поверить, что дама, появившаяся на ответственных перегово­рах в декольтированном мини-платье, ярко накрашенная, на самом деле серьезный деловой партнер и толковый, знаю­щий руководитель. Пройдет немало времени, прежде чем ей удастся сломать негативную установку и заставить относиться к себе серьезно. Люди чаще ищут подтверждение первому впечатлению, нежели пытаются составить новое, и, если пер­вое впечатление неважное, придется затратить много време­ни и сил, чтобы разрушить негативную установку. Если лишнее время и силы есть, то можно себе это позволить, а если надо решить конкретную задачу в короткие сроки, то эффективнее действовать, ориентируясь на закономерности и стереотипы восприятия. Может ли топ-менеджер вести себя эксцентрич­но? Конечно, может. В шоу-бизнесе, например, даже положе­но быть слегка эксцентричным. Другое дело — стоит ли? Билл Гейтс, к примеру, летает эконом-классом. Эксцентрично? Воз­можно, но он Билл Гейтс, и этим все сказано. Что касается от­дыха, то изменилось прежде всего само отношение к проведению свободного времени. Жить стали лучше, соответствен­но, жить хочется дольше, поэтому любители обильных засто­лий постепенно становятся приверженцами здорового обра­за жизни, отдают предпочтение активному отдыху, спорту. В этом определенная ориентация на западный образ жизни прослеживается. А в деловой жизни, скорее, нужно говорить о взаимовлиянии. Наши традиционные радушие и доброже­лательность постепенно появляются и у «западников». Воз­можно, в результате нашего плотного общения сложится, но­вая деловая культура — с русской ноткой.